руб

Расписка в получении денег за квартиру: что это, для чего и как оформляется

Расписка в получении денег за квартиру – это односторонний документ в простой письменной форме, удостоверяющий получение продавцом денежных средств за объект недвижимости. Она является документальным подтверждением факта передачи денег.


Особенности оформления

Существует несколько способов оформления денежной расписки. Иногда ее оформляют одним из разделов ДКП, не составляя дополнительной бумаги. Но в большинстве случаев она подготавливается в качестве отдельного документа: на простом белом листе (если продавец пишет ее от руки по единому образцу) или на специальном бланке (его можно взять у нотариуса или скачать в интернете). При составлении документа нужно придерживаться следующих требований:

  1. Расписка составляется на русском языке.
  2. В нее должна находиться ссылка на ДКП, на основании которого передаются деньги.
  3. В документе нужно минимизировать использование сокращений и чисел (все денежные суммы прописываются словами).
  4. В тексте надо указывать точные реквизиты паспорта как покупателя, так и продавца недвижимости.

Важное условие: продавец должен оформить расписку в получении денег за квартиру и расписаться в ней в присутствии покупателя (или его представителя). Это необходимо для того, чтобы в случае каких-либо юридических проблем почерковедческая экспертиза смогла подтвердить легитимность бумаги (то, что она составлена не третьими лицами, а конкретным продавцом).


Может ли оформить расписку доверенное лицо или опекун продавца

Расписку на деньги оформляет тот человек, чье имя в качестве продавца объекта стоит в ДКП. Если квартира продается по доверенности, то документ в получении денежных средств подписывает именно доверенное лицо собственника объекта. Вместе с распиской покупателю передается копия доверенности.

Если один из продавцов является несовершеннолетним или недееспособным, то расписку в получении денег от его лица оформляет законный представитель или опекун (родители, другие родственники, сотрудники ООиП и т.д.). Если по причине проблем со здоровьем  продавец не может составить расписку самостоятельно, за него это может сделать рукоприкладчик (это должно в обязательном порядке отразиться в документах).

Но подобных ситуаций лучше избегать. Продажа недвижимости доверенными лицами, опекунами или продавцами с рукоприкладчиками – это большой риск. Если покупатель решится приобрести квартиру с подобными вводными данными, то ДКП и расписка должны оформляться только в нотариальной конторе при условии обязательной видеосъемки передачи денежных средств из рук в руки.


Что делать покупателю в случае потери расписки

Расписка нужна покупателю не только в качестве подтверждения передачи денег, но и для получения налогового вычета или подтверждения юридической чистоты квартиры (к примеру, в случае ее последующей продажи или закладывания в банк под залог). Ее лучше не терять, поскольку документ составляется в единственном экземпляре и не имеет копий. В случае утери покупатель может обратиться к продавцу с просьбой составить бумагу повторно, но бывший собственник жилья имеет полное право отказать ему, если сочтет просьбу подозрительной. Лучше всего попробовать объяснить собственнику свою ситуацию и подробно рассказать, для чего нужна повторная расписка, и почему старая была потеряна.

Комментарии 0
Добавить комментарий
Правила написания комментариев
Наверх